Техника чтения

Что  понимают под техникой чтения?

Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
  1. смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
  2. техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.

Осмысленность чтения 

предполагает понимание читающим:
  •   значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  •   содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  •   содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
  •   основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

 

Правильность чтения

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. 

Выразительность чтения

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

И наконец, самая важная по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

Скорость (темп) чтения 

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.


Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах

1 класс 
1 полугодие: 25-30 слов в минуту 
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.

2 класс
1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту. 
2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.

3 класс 
1 полугодие: 60-70 сл./мин. 
2 полугодие: 70-80 сл./мин. 
В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. 
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

4 класс
1 полугодие: 80-90 сл./мин 
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневная домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.



Выдержка из сайта учителя начальных классов: 

http://baznatnik.ucoz.ru/load/normativy_skorosti_chtenija/10-1-0-67 

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе стения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. 

1 класс 
2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3",
                               16-20 слов "4", больше 20 слов "5". 

3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3",
                               26-35 слов "4", больше 35 слов "5". 

4 четверть: меньше 25 слов "2", 25-30 слов "3",
                               31-40 слов "4", больше 40 слов "5". 

2 класс 
1 четверть: меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3",
                               35-45 слов "4", больше 45 слов "5". 

2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3",
                               40-55 слов "4", больше 55 слов "5". 

3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3",
                               50-65 слов "4", больше 65 слов "5". 

4 четверть: меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3",
                               55-70 слов "4", больше 70 слов "5". 

3 класс 
1 четверть: меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3",
                               55-70 слов "4", больше 70 слов "5". 

2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3",
                               60-75 слов "4", больше 75 слов "5". 

3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3",
                               70-85 слов "4", больше 85 слов "5". 

4 четверть: меньше 60 слов "2", 60-74 слова "3",
                               75-90 слов "4", больше 90 слов "5". 

4 класс 
1 четверть: меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3",
                               75-90 слов "4", больше 90 слов "5". 

2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3",
                               85-100 слов "4", больше 100 слов "5". 

3 четверть: меньше 80 слов "2", 80-94 слов "3",
                               95-110 слов "4", больше 110 слов "5". 

4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3",
                               105-120 слов "4", больше 120 слов "5". 

Портфолио учеников

 

А. Лера

Г. Лия

Д. Паша

З. Вика

И. Настя

К. Соня

Л. Даша

М. Сергей

М. Инесса

Н. Оля

Н. Родион

П. Илья

Р. Ваня

С. Вадим

С. Александра

С. Денис

С. Лёша

С. Костя

С. Аня

Т. Денис

Ш. Дима

Э. Таня